Л.Б. Архангельский

0
83

Вспоминая события оружейно-клиночной жизни последних лет, я вдруг осознал, что «это» свершилось! — как-то плавно и незаметно дамасская сталь стала обыденностью и рядовым фактом нашей жизни.
Витрины на выставках завалены ножами с разнообразными узорчатыми клинками, а цены на них у любителей со стажем вызывают что-то вроде нервной усмешки — мол, скоро дамаск будет дешевле нержавейки! Действительно, слоеного ремесленного металла уже просто много, но даже и литой булат, еще недавно экзотический, не вызывает прежнего священного трепета. В общем, у нас уже можно смело, как свою и свежую, публиковать некогда поразившую меня фразу из штатовского журнала профессионалов-ножеделов «Блейд» за 86 год — «…дамаск в обычном исполнении стал рутиной, а интерес к вутцу упал.» В те времена у нас не то что вутца (секрет его был потерян и это знали все), а и немудреной слоенки из рессор и напильников не было! А сейчас – будьте любезны! – чего хочешь, даже нержавеющий дамаск проблескивает.

Появился у нас и редкий, я бы даже сказал, элитарный вид узорчатого металла – мозаичный дамаск. Тот самый, который не «в обычном исполнении»… Во всей России «мозаичным дамаском» с разными усилиями и успехом занимаются менее десяти человек, еще недавно и «за бугром» таких умельцев было не так уж и много – во Франции и Германии пяток и в Америке десяток. Ну, есть еще в Швеции и в ЮАР. Можно отметить, что в этом смысле мы с ними работали на равных — и у нас и у них один мозаичных дел кузнец приходился примерно на двадцать — тридцать миллионов (!) человек населения. Сейчас там положение довольно сильно изменилось, вызрело и подтянулось к именитым зубрам-первопроходцам целое поколение клиночников, для которых мозаичный дамаск стал повседневной реальностью. В меньшей степени, но это произошло и у нас.

Так что же это за экзотика такая, этот самый мозаичный дамаск? При ближайшем рассмотрении оказывается, что в технологической основе своей все довольно просто и понятно. Всем уже, в общем-то, известно, что дамасскую сталь изготавливают методом многократной кузнечной сварки пластин, отличающихся друг от друга своим химическим составом и, следовательно, цветом после травления. «Мозаику» также изготавливают методом кузнечной сварки разноцветных сталей – и методом довольно древним. В старину при изготовлении высококачественного дамаска иногда сваривали не стопку плоских пластин, а пучок тонких прутков или проволок. В результате получали узорчатый металл, состоящий не из пластинок-слоев, а из прутков-волокон.

Такой крупноволокнистый металл и послужил основой для «мозаичного» дамаска. Для его получения потребовалось лишь расположить разнородные прутки в пакете не как попало, а в строго заданном порядке – так, чтобы после кузнечной сварки на поперечном срезе образовалась своего рода стальная мозаичная картинка. Для составления этой мозаики могли использоваться не только проволочки и узкие пластины, но и специально изготовленные прутки весьма сложного поперечного сечения. В зависимости от конкретного порядка расположения этих разнородных элементов узор поперечного среза сваренного узорчатого блока мог быть сколь угодно сложным.

Наиболее простой в изготовлении узор образуется при наборе блока из прутков и пластин прямоугольного поперечного сечения. Наглядными примерами служат узоры типа «шахматная доска» и «крестовой». Того же уровня сложности «сетчатая» мозаика, получаемая сваркой брикета множества стальных прутков квадратного поперечного сечения с проложенными между ними тонкими пластинками контрастного металла.

Л.Б. Архангельский