Якутский феномен

0
20

В отличие от русских якуты считают, что острое можно дарить и без ритуала с уплатой копеечки. Нужно только помнить, что если вы презентуете нож, то вместе с ним доверяете человеку свою судьбу и даже жизнь.
Среди множества народностей, населяющих Сибирь, якуты — одна из наиболее загадочных. Это самый северный народ тюркской группы: ближайшие к нему <языковые> родственники живут в двух тысячах километрах к юго-западу — в Саянах и на Алтае.

Что заставило якутов-саха сотни лет назад поменять на суровый северный край свою далекую родину, где, как гласят легенды, трава никогда не желтела и птицы никуда не улетали, мы никогда не узнаем. Учеными установлено, что примерно в XV — XVI веках из разноплеменных групп пришельцев-скотоводов и аборигенов — тунгусских охотников и оленеводов — сложился якутский народ.
Основная часть народа поселилась на относительно просторных и травообильных поймах Средней Лены, Алдана, Амги и Вилюя. Народ этот так и остался скотоводческим: лошади и коровы прекрасно освоились в новых условиях. Но мест, пригодных для выпаса скота, было немного, и являлись они собственностью клана (ага ууса). И скот, и участки приходилось защищать: сказания доносят до нас кровавые легенды о <веке войн> — <кыргыс юйэтэ>, когда право на жизнь и собственность надо было отстаивать с помощью стали.
Якуты издавна имели развитое железоделательное и кузнечное ремесло, поэтому холодное оружие было в достатке.
Производившие его кузнецы почитались якутами наравне с шаманами. <Кузнецы и шаманы — из одного гнезда>, — гласит якутская пословица. Считалось, что, как и профессиональные посредники между людьми и потусторонним миром, мастера обладают даром исцеления и предсказания, но постоянно пребывают под угрозой со стороны злых духов.
Ведь ремесло свое кузнец получил не от кого-нибудь, а от зловещего божества Кыдаай Максина, вождя-кузнеца преисподней. Вот почему кузнец должен все время работать и поддерживать огонь — таким образом он отпугивает злых духов. Ремесло это передавалось из поколения в поколение. Считалось, что в девятом колене кузнец достигает таких высот мастерства, что ему по силам делать даже магические предметы, такие, как одеяние шамана и детали бубна. У такого мастера и инструменты необычные — они сами, подобно талисманам, способны отпугивать злых духов и издавать звуки. А уж ножи у этого мастера выходят на диво: если прикоснется человек таким клинком к медведю или другому зверю — тотчас падают они мертвыми. Эти ножи, известные под названием быhах, не менее загадочны, чем происхождение якутского народа.
Удивительная форма.
Асимметричный профиль клинка широко распространен в Юго-Восточной Азии: от поварских ножей японского шефа до джунглевого ножа даяков с Калимантана. Спуск на таких моделях, как правило, сформирован со стороны рабочей руки: у правшей он находится на правой части, у левшей — на левой. Но касательно быhах все сделано с точностью до наоборот: у правши спуски на левой стороне, а у левшей — на правой. Впрочем, на длинных рубящих ножах все встает на свои места: спуски <переезжают> на сторону, соответствующую рабочей руке.
Причина такого расположения — особенности использования ножа якутом. Главный конструкционный материал — это дерево. Поэтому такая форма обеспечивает дополнительные преимущества при снятии стружки, а также существенно упрощает процесс заточки. Точат этот нож в основном со стороны спуска: с ровной боковой грани только снимают заусенец. Такая форма подходит и для мездрования шкуры, и для пластования рыбы. В общем, инструмент на все руки.Клинок имеет небольшую длину — до 170 мм. Впрочем, куда как чаще она варьируется от 100 до 120 мм: такой клинок вполне устраивает владельца. Монтаж клинка — всадной, в прямую рукоять, имеющую яйцевидный профиль. Материал рукояти — березовый сувель, прочный и надежный. Причем достаточно часто клинок всажен как бы наискось: ровная грань наклонена под небольшим углом к продольной плоскости рукояти. Некоторые исследователи утверждают, что это более позднее наслоение: попытка придать ножу большую универсальность за счет приближения профиля к симметричному.
Одной из наиболее спорных и необычных деталей считается дол на плоской грани клинка. Каких только гипотез о его назначении не услышишь! Археологи полагают, что этот элемент сохраняют с доисторических времен, когда нож целиком делали из кости. Кость срезалась вдоль и наискосок, а внутренний канал от костного мозга формировал пресловутый дол. Гипотеза интересная, однако вспомним, что русские казаки, пришедшие в Якутию, достаточно долго пользовались услугами не только якутских кузнецов, но и местных производителей железа. Думать, что дол сохраняли исключительно из преданности доисторическим традициям, — это не уважать профессионализм якутских мастеров.
Более интересная точка зрения связывает наличие дола с технологическими особенностями изготовления клинка. Дело в том, что лезвийная часть ножа имеет выпуклое <брюшко>: выковывая подобный дол, кузнец одновременно расширял клинок в нужном ему месте. Как бы то ни было, сегодня этот прием используется редко: и клинок, и дол выдирают абразивным инструментом.
Последняя гипотеза связывает наличие дола с изменением технологии изготовления ножа. Известный этнограф В. Л. Серошевский отмечал произошедший фактически на его глазах в конце XIX века генезис формы клинка: правая сторона <слегка вогнутая: в последнее время с этой стороны стали делать якутские мастера желобок>. Вогнутость ровной грани хорошо известна на японских поварских ножах. Этот технологический прием необходим для компенсации поводок, связанных с закалкой ножей асимметричного профиля, имеющего составную конструкцию: твердую лезвийную часть и мягкую обкладку. Наверняка якутские кузнецы тоже владели этим приемом, используемым для экономии высококачественной стали, а также придания клинку прочности. После перехода на цельностальные ножи необходимость в вогнутости пропала, а дол стали делать с целью придания клинку дополнительной жесткости.
Впрочем, со временем подлинный смысл этого приема был утрачен в связи с падением производственной культуры кузнечного дела в годы советской власти: долы стали делать с противоположной стороны клинка, а то и на обеих сторонах сразу.
Из бычьего хвоста
Особых слов заслуживают ножны. Как правило, выполняются они из цельного куска дерева. Внутренняя часть заготовки выдалбливается таким образом, чтобы рукоять фиксировалась устьем, будучи помещенной в него примерно на треть. Подвес представляет собой гибкую петлю, закрепленную на верхней части устья.
Часто ножны обтягивают кожей. Особо интересна конструкция цельных кожаных ножен. Для них применяется толстая кожа от основания хвоста быка. Говорят, что можно использовать и коровий хвост, но подлинные знатоки настаивают: только бык! Снятая на манер чулка с хвоста кожа особым образом обрабатывается и сушится прямо на ноже. Результат — жесткие, прочные и удобные ножны. К сожалению, искусство их изготовления практически утрачено: если настоящий якутский нож еще можно найти, хотя и с большим трудом, то правильные ножны можно отыскать лишь в особо отдаленных улусах.
Годы советской власти существенно подкосили некогда процветавший промысел: якутский нож становится редкостью. Вплоть до недавнего времени он причислялся к холодному оружию, что также не содействовало расширению его оборота. Пожалуй, это один из немногих ножей, удостоенных особого государственного законодательного акта. Так <Положение о порядке изготовления, сбыта, приобретения, ношения и перевозки якутского ножа на территории Республики Саха (Якутия)> удостоилось специального постановления № 409 правительства Республики Саха от 12 сентября 1995 года.
Лишь 13 мая 2003 года Госстандартом России были утверждены технические условия для АФХП <Сардана> на производство хозяйственно-бытового разделочного ножа <Якутский>http://sakha.news-city.info/docs/sistemsg/dok_o……. Будем надеяться, что усилиями таких мастеров, как А. Кузнецов, Н. Потапов, С. Билюкин и многих других, якутскому ножу удастся вернуть по праву причитающееся ему место.
Рассказать о якутском ноже <быхах> (быhax) подробнее мы попросили Анатолия Кузнецова, известного мастера из Южной Якутии — Нерюнгри.
От самого слова, определяющего название народа — Саха — веет седой древностью. Саками в древнетюркском мире называли кочевников-завоевателей — кыпчаков. Особую закалку характера якут получал благодаря суровой бесприютной северной природе.
Искусство кузнечного ремесла сохранилось у якутов от их предков и было развито уже в X-XII веках. Из металлов якутским мастерам были известны железо, медь, бронза, серебро, олово, свинец, золото. Именно в этой последовательности и ценились металлы. Железо имело самое большое распространение. И наоборот, золото якуты не любили, считая его медью с менее хорошими механическими свойствами. Русские казаки в XVII веке встретили сопротивление якутов, воевавших на конях и защищенных железными доспехами. На вооружении воина были лук с множеством разновидностей наконечников, железный меч <болот-палаш>, копье ближнего боя — <эну> YнYY, дротики — <кустук>, <батас> — род ножа длиной около полуметра и <батыйа> — укороченный тип <батаса>. Самым длинным оружием многофункционального назначения был <кылыс>.
Высоко ценилось качество железа, получаемого из руды якутскими кузнецами. Воевода Василий Пушкин в 1647 году, сообщая в Сибирский приказ о проверке русскими кузнецами якутского железа, отмечал, что признано <то железо против лутшего немецкаго>. Позднее сами мастера гораздо реже занимались добычей и обработкой руды, т. к. в XVIII веке в Сибири стали открываться государственные заводы и металл можно было покупать или обменивать на меха.
Из всех якутских металлических инструментов самого большого, на мой взгляд, внимания заслуживает якутский нож. Ножи часто встречаются в материалах археологических раскопок. И это дает основание утверждать, что конструкция их практически не изменилась на протяжении веков. Быхах — небольшой, 12-18 см, хвостовик 5-7 см, насаживается в рукоять, сделанную из березового корня. На грани (быhax хаптаhaйа — плоская сторона ножа с правой стороны) выбивается дол <йос> (Yoc). Нож затачивается с левой стороны (если держать рукоятью к себе). Миндалевидная — круглая сверху и почти заостренная книзу рукоять всегда обеспечивает надежный захват.
Многообразие <обязанностей> якутского ножа поражает. Якуты говорят: <Нож — моя третья рука>. С его помощью мастер может выстрогать из твердого березового чурака огромный чорон (кубок для кумыса) и украсить его ажурной резьбой, ножом он снимает шкуру с животных, разделывает тушу, выделывает кожу, шьет одежду, делает мебель. Нож прекрасно заменяет рубанок, создавая плотную стружку, а придавая нужное усилие, мастер регулирует глубину погружения клинка в материал. С этим же ножом рыбачат, охотятся и даже вырезают детские игрушки.
Первый свой нож я сделал в 15 лет и подарил его другу. С тех пор это стало одним из любимых моих увлечений. В дальнейшем я очень часто ездил в разные уголки нашей республики. Почти все мужчины в деревнях постоянно носят при себе нож, и это ни у кого не вызывает удивления. Якут, надевая утром одежду с болтающимся ножом, не расстается с ним до позднего вечера. С помощью ножа не только выполняются все хозяйственные кухонные работы — он и во время еды заменяет якуту все знакомые нам столовые приборы, ведь основу рациона составляют в основном мясо и рыба.
В своих поездках я старался знакомиться с работами местных мастеров, занимающихся пороизводством якутских ножей, отмечая для себя те или иные особенности изготовления. Этот опыт я использую, но в основе моей работы лежит классический якутский нож моего деда.
Много в Якутии мастеров, сохраняющих славу якутского ножа — этого замечательного культурного явления. Есть центры, где традиции передаются ученикам. Надеюсь, мой рассказ поможет якутскому ножу занять достойное место среди этнических ножей, а также в арсеналах охотников и рыболовов.

Якутский феномен